javax_slr (javax_slr) wrote,
javax_slr
javax_slr

Category:

Умер Александр Кондратьев

Кондратьев - автор текстов и песен.
Учился в 27ой школе в Харькове, поступил в МФТИ и там, в рамках студенческого театра начал писать.

Его тексты на многие годы определили не только то, как писал тексты и песни я, но и как я вообще разговаривал с людьми. Во мне нынешнем намного больше от текстов Кондратьева, чем от высокой и правильной литературы, которую мне приходилось читать.

Основа Кондратьева - это замена пафоса иронией.
Нельзя просто, в разговоре сказать что то высокопарное. Это неуместно.
Но можно, если сделать это смешно, или вообще заменить на низкий стиль.
Или смешать стили.

Крайний пример такого подхода - "Одурачена, Оболванена" (это не песня Кондратьева), я её очень люблю, но она на порядок хуже - и потому, что грубее, и потому, что нет хорошей концовки.

Кондратьев не может сказать "Я хочу с Вами познакомиться", эти банально, это неинтересно. Oн говорит "Девушка, не вас я обматерил вчера в троллейбусе? Я хочу извиниться! Вы не слышали?.. Я мысленно."

Он не может сказать - "Я жду твоего звонка", он говорит "Прощай, я посылаю тебе серебряный колокольчик. Звони мне в любое время."

Он не скажет "Что то пошло не так", он скажет "Это счастье. Человек создан для счастья как страус для полета."

Только так можно сказать о важных вещах не рискуя скатиться в пафос, высокопарность, пошлость.

У песни критерии иные. В песне можно себе позволить гораздо больше пафоса - песню не говорят кому то в лицо, а поют. И каждый понимает о чем речь. В песне можно сказать "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" или "Я так хочу быть с тобой!".
В разговорном жанре можно позволить себе намного меньше пафосной серьезности. Можно сказать "Какое длинное слово 'вечереет'", но только в тексте от автора, не в прямой речи.

Тексты Кондратьева настолько настоящие, что я их давно уже растащил на цитаты. Я всегда хотел так разговаривать в повседневной жизни :)
И про серебряный колокольчик, и "возьмите стул и сядьте на него сверху", и "Сначала-то он думал тулуп прислать, а потом, дай, думает, пришлю варежки.", и "... перечисляя любовные связи и рисуя диаграммы в трудных случаях"

И потом этот прием иронического текста становится уже важным сам по себе. Если им овладеваешь, можешь так писать о чем угодно (что, когда то, мы и делали).
У Кондратьева уйма более слабых (но все равно прекрасных) текстов - о текущем политическом моменте, об общежитии или о физиках. У него уйма песен, в которых (так как это песня) он позволяет себе больше пафоса
И, сжав девчонок пальцами,
как закружились в вальсе мы,
стоять поскольку ровно не могли.


или
На знакомые падая зданья,
будут новые птицы кружить.
До свиданья, страна, до свиданья,
нам досталось тебя пережить.


И только теперь, когда вот это все перeчитываю, я понимаю, насколько тогда, 25 лет назад, это всё на нас произвело впечатление.
Мы не только заразились этим стилем и сами много писали "под Кондратьева", мы начали тогда думать также.
Это было высшим шиком - сказать девушке, что нибудь, что бы никто (включая тебя самого, а уж её и подавно) не понял - это наезд или комплимент.
Написать текст, про который все понимают - это круто, тебя цитируют, но никто не знает, что на самом деле ты имел ввиду.

Прошло много лет, но это всё осталось, где то внутри.

Я старый солдат, моншер. Тяжело носить на весу руку, в которой восемнадцать пуль...
Tags: ДФ, лытдыбр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments