javax_slr (javax_slr) wrote,
javax_slr
javax_slr

Ленин и Фотография

ЛЕНИН и ФОТОГРАФИЯ

В. И. Ленин оставил нам только одно указание в области фотографии: „Пока-
зывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответству-
ющими надписями“ (из записи слов В. И. Ленина под его диктовку Н. П. Горбуновым
17 января 1922 г., пересланных в виде письма для руководства Замнаркомпросу
т. Литкенсу 27 января 1922 г.).

Это замечание Ленина сохраняет глубокое и актуальное значение до сих пор.
Острый глаз Ильича сумел приметить фотографию и оценить ее роль и место
в эпоху Октябрьской революции и в длительный период социалистического пере-
устройства первой страны, где пролетариат взял власть в свои руки. За скупостью
сказанных слов скрывается обычное для ленинских указаний богатство содержания.
На ряду с другой фразой В. И. Ленина, относящейся к кино („Из всех искусств —
самое важное кино“), слова, сказанные им о фотографии, имеют важное значение для
общественного сектора фотографии, для массового фото/движения, для общественников
фото/репортеров.
В. И. Ленин видел в первые годы Октябрьской революции и гражданской войны
сотни фотографий, сделанных государственными фото/репортерами, видел целые аль-
бомы фотографий и выставки, без которых не обходился в то время ни один большой
с‘езд и в которых ярко отражались все этапы борьбы, лишений, разрухи, характер
нового социального строя, факты хозяйственного восстановления, первые хозяйствен-
ные достижения, элементы нового быта и пр. Иллюстрационной печати в первые
годы революции почти не было у нас, а снимки величайших фактов созидания нового
социального строя и борьбы со старым — в тысячах отпечатков распространялись
в виде чистой фотографии (без перевода ее на клише) по всей стране и за границей.
Через выставки, через агит/пункты, агит/пароходы и агит/поезда, раз‘езжавшие по
стране, через раздачу фотографий делегатам с‘ездов, рабочим делегациям, приезжавшим
из/за границы, членам конгрессов Коминтерна — фотография проникала к крестьянам
и рабочим как Советского Союза, так и заграницы. Фотография документально
информировала о событиях и всех перипетиях борьбы, ясно доказывала, что у власти
находятся рабочие и крестьяне, освещала государственную структуру, новые социаль-
ные взаимоотношения, элементы нового строящегося мира, разоблачала белогвардей-
скую и буржуазно/капиталистическую ложь о первой республике советов, вела великую
пропаганду, возбуждая у борющегося пролетариата и крестьянства бодрость и веру
в свое дело, поднимала энтузиазм в классовой борьбе, чувство солидарности и симпатии
к Октябрьской революции у авангарда западноевропейского рабочего класса.
Между тем мы еще и сейчас не оцениваем в достаточной мере, мы едва лишь
начинаем понимать и использовывать огромное культурно/пропагандное и классово/
общественное значение нашей документальной фотографии. Об этом свидетельствуют
трудные условия, в которых развивается наше массовое рабочее фото/любительство,
об этом свидетельствует то, что мы лишь сейчас начинаем оценивать общественную
роль работы фото/кружков — применять фотографию в стенгазете, в разоблачительной
рабкоровской заметке и т. д. (см. решения 4/го Совещания рабселькоров о рабочем
фото/любительстве и низовой печати — в № 1 „Советского Фото“ за 1929 г.).
Документальная фотография нашей борьбы и первых шагов в начальные годы
революции, документальная фотография нашего строительства во всех его фазах
сейчас, в борьбе за культурную революцию и социалистическое строительство — играла
и играет каждодневно актуальную пропагандистскую роль и остается ценнейшим
историческим документом эпохи для воспитания будущих поколений.
Именно об этой фотографии — и ни о какой другой — говорит Ленин в своей при-
веденной выше фразе. Из контекста слов В. И. Ленина видно, что говоря о про-
пагандной роли документальной фотографии (как нашей, так и рисующей социальные
взаимоотношения и борьбу классов в капиталистических странах), он широко понимает
масштабы освещения явлений и пропаганды — при помощи документальной фотографии.
Агро/ и санпропаганда при помощи фотографии, рационализация и индустриализация,
быт — его старые темные стороны, ростки в нем нового — все стороны жизни и строи-
тельства должны входить в задачу пропаганды при помощи фотографии.



Ленин делает важное примечание: „с соответствующими надписями“. Другими
словами: грош цена фотографии в смысле ее правильного и целесообразного исполь-
зования, если она не датирована, если на ней нет точной надписи — где и что именно
снято на фотографии.
Фотография без скупой, но точной, хорошо продуманной (документальной же)
надписи — остается лишь развлекательным, никчемным рисунком. Приходится особенно
говорить об этом сейчас, когда реакционные течения, идущие от эстетной фотографии,
проникают и в общественный сектор фотографии в виде обобщающей, ничего не
говорящей эстетной, а не социально/утилитарной и конкретной надписи (например,
подпись — „портрет“, вместо — „портрет старика/узбека“, „крестьянина/бедняка“, снятого
там/то; или — „на пляже“, вместо четкой надписи о рабочих или работницах, отдыха-
ющих на таком/то курорте, на пляже, в таком/то году и т. д.).


Конечно, фотография сама по себе должна быть максимально изобразительна
и выразительна, должна быть такой, чтобы самое ее содержание, композиция, ракурс,
освещение и т. д. — как можно четче выявляли и доказывали подлинность, правиль-
ность подписи, идею, вложенную в снимок, — без этого подпись будет механически
привешенной. Однако, выразительность фотографии нисколько не исключает, но, наобо-
рот, для полной гармонии, для стопроцентного политического и психологического воз-
действия — требует четкой, ударной, фактической подписи.
Как мы видим, скупая фраза Ильича о фотографии, ее роли и способе исполь-
зования заключает в себе богатые мысли и указания. Эти мысли сводятся к следующим
основным: 1) необходимо широко использовать в смысле показа (в наших условиях —
главным образом через печать) документальную фотографию нашего строительства
и быта, 2) эта фотография имеет большое пропагандистское значение у нас и за
границей сейчас, и в будущем — на дальнейших стадиях социалистического строи-
тельства, 3) под документальной фотографией надо понимать не только снимки,
отражающие политические события, но и все снимки, отражающие хозяйственное
строительство, быт и т. д., 4) документальная репортерская и любительская фото-
графия должна сопровождаться всегда соответствующей подписью.
Общественный сектор фотографии, наше массовое рабочее фото/любительство —
должны твердо помнить ленинское указание об общественном значении и пропаган-
дистской роли документальной фотографии и бороться с „новаторскими“ — по существу
старыми эстетскими и реакционными — стремлениями свести фотографию к „картинке“
с туманной подписью, выхолащивающей общественно/политическое значение снимка
и его роль орудия классовой и культурной борьбы и пропаганды в нашу эпоху.



Журнал Советское Фото, номер 2, 1929
Tags: photo, retro
Subscribe

  • Семья Жураховых. 1816-1875

    Семья Жураховых - это предки моего деда со стороны мамы. Я довольно подроно описал её историю начиная с 1890х - до этого периода никаких документов…

  • Кемпинг и поход из Нахаль Гваним

    Ведь как оно бывает - поехали в пустыню снимать астрофотографию. Ну а чтобы туда-сюда не мотаться, решили ехать с ночёвкой. А если с ночёвкой - ну…

  • Поход на выборы - граница Ливана

    Сначала, конечно, я собирался, как обычно ехать на юг, в кратер Рамон, и идти километров 20-25. Но потом меня убедили, что будет во первых хамсин…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments