javax_slr (javax_slr) wrote,
javax_slr
javax_slr

Categories:

Вавилонская башня и написание Торы

Во время послегрибного разбора полётов Серёга упомянул про коллекцию документов Мартина Шойена - миллионера который годами собирал древние документы, а сейчас позволил их изучать.

Вот здесь есть список нескольких интересных вещей оттуда:
Найден текст 5 из 10 заповедей Моисеевых, написанный на шумерском языке ок. 2600 года (заповеди 3, 6, 7-9).
Найдена вторая таблица с шумерским мифом о потопе. Внимание: до сих пор была известна только одна-единственная, переведенная и откомментированная мной в книге "Шумерский календарный ритуал". Новая табличка, к счастью, Старовавилонского периода
Найдена новая версия шумерского мифа о сотворении мира. Табличка Старовавилонского периода, в общем, без особых сюрпризов в содержании. Примыкает к текстам, восхваляющим Энки.
Стела с изображением Вавилонской башни и царя Навуходоносора II возле нее. Это просто библейское откровение, привет от Господа Бога в наши дни. Мы никогда не видели изображения башни, и вот оно - возьмите. VI в. до н.э.


Когда я дочитал до Вавилонской башни, я понял, что про эту новость уже читал и даже расшарил её в Google+ (интересные линки я кладу туда, а не в ЖЖ), только не обратил внимания на указание источника стеллы.

Вавилонская башня заинтересовала меня в плане датировки написания разных частей Танаха.
Если евреи узнали о зиккурате Этеменанки (который и считают прообразом Вавилонской башни) во время вавилонского изгнания, то это не согласуется с тем, что Тора в этот момент уже была записана.

С другой стороны, сам зиккурат существовал и ранее (русская википедия пишет "она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.)", но не приводит источников этой информации, а английская лишь сообщает "... Middle Assyrian piece of this poem survives to prove the long-held theory that it existed already in the second millennium BC", т.е. евреи могли узнать о существовании этой штуки и ранее.

Тут же я полез смотреть что википедия пишет о времени и авторстве Торы. Я ранее читал книгу Рафаила Нудельмана с обзором этой темы и мне очень понравилась версия, что первоначальный текст был компиляцией двух текстов - из Израильского и из Иудейского царств. Эта версия объясняет наличие в тексте Торы повторов и противоречий, использования имени Бога Яхве и Элохим. По этой теории после разрушения Израильского царства из двух схожих мифов был сделан единый текст, чтобы подчеркнуть единство народа. Позднее в текст Торы еще два автора дописывали тексты и вся схема создания текста выглядит примерно так (из википедии)



the Yahwist source ( J ) : written c. 950 BC in the southern Kingdom of Judah.
the Elohist source ( E ) : written c. 850 BC in the northern Kingdom of Israel.
the Deuteronomist ( D ) : written c. 600 BC in Jerusalem during a period of religious reform.
the Priestly source ( P ) : written c. 500 BC by Kohanim (Jewish priests) in exile in Babylon.


Выяснилось, впрочем, что в конце 20 века эта схема (первоначально разработанная Велльгаузеном) подверглась критике и появились множество иных гипотез возникновения текста Торы и всего ТАНАХа.

Интересно, как документы из коллекции Шойена повлияют на эти исследования.
Tags: history
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины событий

    Мне очень интересно прослеживать причины вещей. Эдакий эффект бабочки на себе. Когда я заинтересовался историей? Не тогда, когда папа в детссве мне…

  • После работы с детьми

    Я всегда много занимался с детьми. Начиная с рождения Ярона, старался каждый вечер поиграть с ребенком. Даже устраиваясь на работу всегда говорил -…

  • Жена из Самары ...

    В одной ФБ группе обсуждались перевернутые хаммеры и я рассказал: "Один из разов, когда перевернули хаммер был у меня в батальоне. Старослужащие, у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments