javax_slr (javax_slr) wrote,
javax_slr
javax_slr

Categories:

Незлинки

Статья моего папы, была опубликована в журнале "The Shekel". (Nov - Dec 2010)


Незлинки

В периоды войн, революций и других социальных потрясений государственная денежная система подвергается серьезным испытаниям. Ей на помощь часто приходят местные выпуски. Так появились нотельгены в Германии, российские местные деньги периода гражданской войны, «колхозные деньги» периода перестройки и другие местные выпуски. Эти местные деньги заполняли вакуум в денежном обращении соответствующей местности. Как правило, документы и свидетельства связанные с выпуском таких «денег» найти не удается. Еще меньше информации о людях, имевших отношение к выпуску этих денег. В период гражданской войны в Российской империи свой вклад в выпуск местных денег внесли и общины еврейских местечек. Выпущенные ими боны описаны в книге Kharitonov D. Jewish Paper Money in Russia [1].

До Октябрьской революции 1917 года основная масса еврейского населения царской России жила в маленьких местечках (שטעטל (штэтл)) - небольших поселениях с преобладающим еврейским населением. Располагались местечки на западе Российской империи на территории когда-то входившей в состав Польско-Литовского государства (Речи Посполитой). Именно из этих местечек и происходит большинство евреев бывшего Советского союза.

Читая книгу Аркадия Шульмана [2] о местечке Колышки откуда произошли мои предки по материнской линии я с удивлением обнаружил, что они имеют отношения к выпуску местных денег, которые ходили в Колышках в период гражданской войны. Мне, как коллекционеру, показалось интересным дополнить известные в литературе по бонистике сведения о «колышинских бонах» информацией о человеке, имеющего отношение к их появлению на свет.

В книге Шульмана приводится следующая информация о Колышках: «В начале XIX века, когда местечко Колышки входило в состав Суражского уезда, в нем жили 4 купца христианина и 4 купца еврея, мещан-христиан 421, евреев-мещан 408. По ревизии 1847 года Колышанское еврейское общество насчитывало 508 душ. В конце XIX века Колышки были крупным еврейским местечком. В 1897 году здесь жило 1568 человек, из них – 1127 евреев».

В средине девятнадцатого века жил в Колышках купец Давид Иткин [3].

Из воспоминаний профессора медицины Соломона Незлина можно узнать об этом человеке: «Он родился в небогатой семье. В 15-летнем возрасте он по своей инициативе поехал в Тамбовскую губернию где у местных помещиков купил партию лошадей, выгодно продал их местным крестьянам и вернул родителям взятые у них взаймы деньги. Вскоре переехал в Колышки, в 16 лет женился и построил двухэтажный просторный дом, стал отцом 4 сыновей и двух дочерей. Он занялся торговлей льна, который он покупал у крестьян, подвергал его обработке с помощью молодых деревенских ребят («трепачей») и вагонами доставлял витебским купцам, которые экспортировали лен преимущественно в Германию. Он стал довольно состоятельным и хорошо обеспечивал свою многочисленную семью, дал домашнее воспитание детям, учившимся в хедере. Он был красивый, высокий, представительный, любил хорошо одеваться – костюмы заказывал у лучших витебских портных.......
Ему была присуща свойственная евреям склонность к благотворительности. Он помогал (иногда без огласки) местным беднякам и был гостеприимным. В субботу за его столом нередко сидел приезжий нищий еврей. Он был честолюбив, его часто выбирали на почетный общественный пост старосты погребального общества («хеврат кадиша»). Несмотря на отсутсвие общего образования, он проявлял большой интерес к историческим событиям........
Давид Иткин был патриотом еврейского народа, сочуствовал национальному движению. В гостиной на видном месте висел фотопортрет Т. Герцля, он с удовольствием слушал отрывки из истории евреев Греца и рассказы Шолом-Алейхема.....».


Сыновья Давида самостоятельно изучили русский язык, выписывали русскоязычные газеты и журналы. Старший сын Давида – Зеев Вульф – мой прадедушка. Старшая сестра Вульфа – Юдифь вышла замуж за Хаима Незлина, отца профессора Соломона Незлина. В своих воспоминаниях Соломон Незлин так пишет об отце: «Мой отец, несмотря на религиозное воспитание, по свой инициативе знакомился со светской литературой на иврите и русском. В то время среди наиболее культурных и любознательных евреев возникло новое движение – аскала (просвещение). Представители этого течения, соблюдая еврейские традиции, доказывали, что еврей должен быть знакомым не только с торой и талмудом, но и с др. языками, историей и общечеловеческими ценностями. У них был лозунг – «будь евреем в своем деле и человеком вне его». Одним из наиболее известных пропагандистов этих взглядов был талантливый писатель Иегуда-Лейб Гордон, который оказал большое влияние на миросозерцание моего отца. Отец обладал незаурядными способностями и исключительной памятью. Он знал наизусть весь Танах. ..... Подобно своему отцу, моему деду, он был необычно честен, правдив и с отвращением относился ко лжи и фальши. В теченте 15 лет он занимался мелкой торговлей, имел лавку скобяных товаров, его клиентами были крестьяне.»

Вот краткая приамбула, которая позволит понять связь нашей семьи с происхождением колышанских «Незлинок».
Собравший много интересного материала о Колышках Аркадий Шульман пишет в своей книге о колышанских деньгах: «Боны были выпущены местной .... общиной и имели обращение, как в самом местечке, так и в соседних деревнях, причем не только на Витебщине, но и на Смоленщине. В самом Витебске колышанские боны тоже принимались при расчетах, но только теми, кто лично знал председателя торговой общины Хаима Незлина, порядочного, уважаемого человека. Боны были в обращении несколько месяцев. Печатались на простой бумаге. Старожилы Колышек уточняли: «На бумаге в клеточку». Главной защитой от фальшивомонетчиков была печать и личная подпись Хаима Незлина. Эти деньги люди именовали «незлинками», вероятно, по аналогии с «керенками». При появлении государственных денег колышанские боны были выкуплены у населения и сожжены».

Боны еврейских сообществ:




Далее: описание выпуска незлинок, их внешний вид, литература Collapse )
Tags: коллекция
Subscribe
  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments