Предыстория 1.
По мужской линии Бернштамы являются обладателями гаплогруппы G1a, относительно редкой среди ашкеназов (ок. 1%).
Эта гапогруппа вообще очень редка в мире и сделать выводы о происхождении её среди евреев пока невозможно.
Ближайшие нееврейские "родственники", обладатели G1a отделены от нас общим предком жившим более 2000 лет назад, общий предок ашкеназов с G1a жил около 1000 лет назад.
Тем не менее отсутствие этой гаплогруппы среди сефардов позволяет предположить об относительно позднем её внедрении к евреям. Исходя из распостранения G1 это произoйти в Турции, Персии, Хазарии где то от 1000 до 2000 лет назад.
Предыстория 2.
Многие из обладателей гаплогруппы G1a среди евреев ашкеназов имеют семейные легенды рассказывающие о предках покинувших Испанию во время изгнания евреев из Испании. Можно предположить что и наши предки прошли тот же путь.
История. Митау
Следы Бернштамов в Митау, Курляндия (ныне - Елгава, Латвия) впервые обнаруживаются в переписи 1816 года. В этой переписи несколько семей с фамилией Бернштам (Бернстам). Можно предположить, что родственниками они не были - это было первые 2 поколения с фамилиями, и фамилия Бернштам давалась скорее всего по имени собственному "Бер". По крайней мере среди польских Бернштейнов встречаются разные гаплогруппы. В тоже время в докумантах встречаются и семьи с фамилией Бернштам в Бауске и Тукумсе
В "пинкас кехилот" Латвии написано:
В связи с разными обстоятельствами, к концу 18-го века в Елгаве появилось "слишком много" евреев. Но мешало это, как ни удивительно, не столько окружающему населению, сколько самим евреям. Изначально в городе проживало 60 весьма состоятельных семей, составлявших несколько сотен человек, и которые успели наладить весьма продуктивные коммерческие и социальные связи с окружающей средой. Но в связи с изменившейся ситуацией, в городе появились и новые еврейские семьи, и к концу 18-го века еврейское население города переросло за тысячу человек. Социальный и материальный уровень 120 новых семей был значительно ниже, чем у уже проживавших в Елгаве 60 семей, и у них не было налаженных отношений ни с властями, ни с влиятельными представителями города. Отношения между устоявшейся малой общиной и большинством еврейского населения, представленного новыми семьями, становились всё хуже и хуже.
Исходя из того, что все "совпаденцы" по ДНК из Польши, можно предположить что Бернштамы среди 60 "исконных" семей не числились и попали в Митау только в конце 18, а то и в начале 19 века. Скорее всего наш предок по имени Бер переехал в конце 18 века из Польши в Курляндии и раздачу фамилий застал уже там. Жили они скорее всего бедно. Во первых их имена не встречаются в списках жертвователей на издание религиозных книг, а во вторых иначе бы врядли они откликнились бы на призыв царского правительства и не собрались бы ехать в Сибирь и становиться земледельцами.
Переселение.
В начале 19 века, царское правительство решило сделать из евреев земледельцев, чтобы они занимались полезным делом, вместо торговли и ростовщичества, чтобы ускорить их интеграцию в российское общество. Запись в земледельцы была добровольной, большей частью записывались бедные, не устроенные евреи. Поселяли новых земледельцев в южных губерниях, только что завоеванных Российской империей – Херсонской, Екатеринославской, Таврической и в Сибири. Вскоре однако, переселение евреев в Сибирь прекратилось – местные губернаторы были очень недовольны новоявленными земледельцами, которые ничего делать не умели; переселение на юг, однако же, продолжилось. К этому времени, 1839 год, относится прошение, написанное 3-мя Миттавскими евреями о скорейшем их переселении. Папка с переписой чиновников по поводу этого письма находится в Одесском архиве.
|
|
|
|
В скором времени более двух тысяч новых семей оказались в Новороссийском крае, а тысячи других, уже распродавших свое имущество, собирались в путь из местечек и городов Белоруссии и Курляндии. И опять местные власти оказались неподготовленными к их переселению. Путь был долог, труден и непривычен; переселенцы жаловались на произвол чиновников, которые недодавали "им деньги на еду и грубо с ними обращались; старики и больные отставали по дороге и умирали, не добравшись до Новороссии. "Люди сии, - докладывали в Петербург, - не имея необходимой теплой одежды и способов пропитания, не могут продолжать далее пути. Многие из них заболели, некоторые умерли, а оставшиеся питаются подаянием".
ОЧЕРКИ ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ
(Часть вторая: 1772-1882 годы)
ФЕЛИКС КАНДЕЛЬ
ОЧЕРК ВОСЬМОЙ
© Pavel Bernshtam, 2008