javax_slr (javax_slr) wrote,
javax_slr
javax_slr

Category:

Массада и история семьи Ламдан


На прошлых выходных мы, три отца, оставили своих жен отдыхать, взяли детей и пошли с ними в поход по маршруту нахаль Рахаф. Маршрут начинался с подъёма на фуникулёре на Мецаду и я вспомнил, что к Мецаде (вернее к её известности) я (вернее моя семья) имею непосредственное отношение.


Впрочем, всё по порядку.


Наш предок Иуда Лейб Ламдан жил в местечке Млынов Дубенского уезда. Фамилия Ламдан была довольно распостранена в этом уезде, однако же в переписи евреев Млынова за 1850 Ламданов не найдено. Можно предположить что предки Иуды Лейба Ламдана переехали в Млынов позднее.




Вот что писал о нем в Книге Памяти Млынова его внук, Иосиф Литвак :




Прилежный ученик, богобоязненый, прямолинейный, любящий божих созданий и любимый ими, бегущий от почета и почитаемый всеми жителями местечка включая христиан.

До первой мировой войны более или менее зарабатывал содержанием бакалейной лавки, которой управляли его мачеха и его дочери. Во время войны лавка была разорена и сожжена.

Между двух мировых войн зарабатывал тем, что в базарные дни его дом служил рестораном для приезжих торговцев евреев. Иногда и оставался ночевать посреди недели кто то из гостей.

Во время первой мировой войны один из его сыновей был убит бандами генерала Деникина, другой сын, Ицхак Ламдан эмигрировал в Палестину. С ним в доме (он овдовел в 1917) осталась одна из его дочерей с мужем, бездетные.
Всю свою жизнь он посватил работе Господней. В 4 часа утра, зимой и летом - он вставал и начинал с молитв - Теилим и Карбанот. Потом учил Гмару. В 8 утра он шел в синагогу к молитве Шахарит и был там до 12 часов занимаясь молитвами и учебой. После скудного обеда немного отдыхал и возвращался к учебе. Потом опять шел в синагогу на Минху, вечернюю молитву и совместное обучение.

Возвращялся поздно, легко ужинал и опять учился до полуночи. Только когда сильно болел и был прикован к постели, он не ходил в синагогу.

Никакая плохая погода - бури, дожди, слякоть и грязь не мешали ему каждый день посещать синагогу, даже в возрасте за 70 лет.

Его чтение Торы, пение молитв, никого не оставляли равнодушным, были полны чуств и внушали трепет в каждом сердце.
Несмотря на трудности и личные страдания, он никогда не жаловался и принимал свою судьбу с любовью. Никто больше него не радовался на Симхат Тора и никто больше него не проливал искренних слез на девятое Ава.

Многие предпочитали идти именно к нему с вопросами о кашруте и с просьбой о справедливом суде. Даже пожилые гои очень уважали его и считали святым человеком.

рассудительный по отношению к каждому, взрослому и ребенку, трепетный и свободный.

Он был высшей морально этической инстанцией для многих и иногда выносил решения в делах людей и общества, вселяя мир в сердца людей.

Он дожил до преклонного возраста и умер в возрасте 76 лет за полгода до вторжения немцев.







Иуда Лейб Ламдан


Жену Иуды Лейба звали Хая Люба, она умерла во время Гражданской войны.

У них было 6 детей: Геня, Хана, Ицхак, Моше, Ривка Двора, Малка.


Моше был убит в 1919 деникинцами.





Моше Ламдан


Хана (1892-1942) была замужем за Шломо Шулмановым, они были убиты немцами в 1942 в Млынове


Ривка (Двора) (1889 – 1942) была замужем за Мордехаем Литваком, купцом из Киева. После революции он потерял состояние и они переехали в Млынов. У них было 2 детей - Иосиф (1917-2001) и Пнина (1913-2003).
Когда немцы приближались к Млынову, Иосиф на велосипеде успел уехать, скитался, попал в трудармию в Сибири. Там его нашел и вытащил из трудармии Лев Дикенштейн - родственник Бориса Кантора - мужа Гени Ламдан - тёти Иосифа. В это время в Сибири формировали из бывших граждан Польши "Армию Людову" - польскую армию, лояльную СССР.В 1945, попав с этой армией на запад, Иосиф дезертировал и убежал в Израиль. Его родители Ривка и Мордехай были убиты немцами в Млынове в 1942.





Двора Ривка Ламдан


Малка (??? - 1980) приехала в Израиль в 1926 , вышла замуж за – Шмуэля Манделькерна



Геня (1884 -1961) - моя прабабушка. Она вышла замуж за Бориса Кантора (где то около 1908), жили сначала в Барановке, потом, в 1924 г. переехали в Полонное - большой еврейский центр, где Борис был бухгалтером, а с 1934г жили в Житомире, где она и умерла в 1961. Вот что рассказала Фрида Кантор, её дочь и моя бабушка:



Ламданы имели в Млинове магазин промтоваров.Яков Кантор ездил в Ровно за товарами и отцы договорились о свадьбе. Выдали Геню Ламдан за Бориса Кантора.
После присоединения Западной Украины Геня Ламдан ездила к отцу Лейбу, матери уже не было в живых. Вскоре после этого визита он умер - в 1939 г.


А вот, что добавила внучка Гени, Люба Розенберг:


Теперь о семье бабушки. У них была лавка. Торговали всем. Бабушкину маму звали Люба. Она умерла от рака груди. Папу звали Йуда-Лейб. Бабушка Геня была очень красивой. Она умела шить, она могла сшить все от батистовой рубашки до пальто и связать от тончайших кружев до носков, свитеров. Шерсть пряла сама. Моня называл ее Голда Меир. Она была очень умной, разбиралась в политике, во всем. Она шила себе из залежалой ткани, ходила по лавке и сразу все покупали это. Она была законодательницей моды в Млинове.







Геня Ламдан


Ицхак (1899 – 1954 ) переехал в 20е годы в Израиль, стал известным поэтом.
Приведу статью из электронной еврейской энциклопедии:




ЛАМДА`Н Ицхак (1899, Млинов, Волынь, – 1954, Тель-Авив), израильский поэт. Писал на иврите. В доме состоятельного отца получил традиционное еврейское и светское образование, но с начала 1-й мировой войны вел с братом (погиб затем при погроме) бродячий образ жизни. В 1918 г. вступил добровольцем в Красную армию, однако, разочаровавшись в ней, бежал в Млинов, занятый поляками, учительствовал в местной ивритской школе и выступил впервые в печати со стихотворением в «Ха-Шиллоах» (1918). В 1920 г. выехал в Эрец-Исраэль, работал на строительстве дорог, на сельскохозяйственных фермах, публиковал в различных журналах стихи, в которых пророческий пафос и библейская лексика, воспринятые от Х. Н. Бялика, и эмоционально напряженные экспрессионистические образы служили воплощению халуцианского энтузиазма. Написанная белым стихом эпическая поэма в шести песнях «Масада» (1927) утвердила за Ламданом прочную славу выразителя чаяний третьей алии, принесшей с собой скорбную память о бессмысленной гибели зверски убитых соплеменников и неверие в возможность для евреев обрести полную свободу вне Эрец-Исраэль, даже в обществе, преображенном революцией. Строки о ностальгической тоске по утраченному на Украине дому и о революционных потрясениях служат прологом к цепи сцен самоотверженной защиты евреями крепости, не сдавшейся римлянам и после падения Иерусалима в 70 н. э. В поэме крепость Масада символизирует Эрец-Исраэль — последний оплот разрушенных еврейских общин Восточной Европы, который не падет никогда. В менее риторичных лирических стихах, вошедших в сборники «Ба-ритма ха-мешуллешет» («Тройная сбруя», 1930) и «Бе-ма‘але акраббим» («Путем скорпионов», 1945), а также составивших цикл «Ми-ширай ше-ме-‘эвер ла-даф» («Из моих стихов на обороте листа», 1951), Ламдан остается верен идее, что личное начало должно быть подчинено целям национального возрождения. В 1933–54 гг. Ламдан издавал литературный журнал «Гильонот», независимость и ведущее положение которого в ряду подобных изданий ревностно оберегал, не допуская влияния в нем каких-либо группировок, даже идейно близких издателю. В собрание сочинений Ламдана «Кол ширей Ицхак Ламдан» («Все стихотворения Ицхака Ламдана», Иерусалим, 1973; предисловие Шим‘она Галкина) вошли и неопубликованные произведения поэта.




А Стив Исраэль в «Заметках об израильской культуре» пишет:


Главными героями древности считались Маккавеи, защитники Массады и Бар-Кохба, вдохновившие авторов на создание многочисленных стихов, рассказов, пьес и зрительных образов. Миф о Массаде приобрёл широкую популярность после того, как в период страшных погромов в Восточной Европе в начале 20-х годов поэт- сионист Ицхак Ламдан написал поэму "Массада". Начиная с этого времени, история Массады легла в основу культуры молодёжного движения раннего сионизма( смотрите продолжение очерка).Тысячи молодых людей в суровых условиях поднимались на Массаду для того, чтобы доказать своё право быть частью сионистского общества в ишуве, тем самым подтверждая влияние искусства на жизнь людей.







Ицхак Ламдан


Вот такая моя связь с известной крепостью.
На прощанье, учитывая просьбы после прошлого рассказа - дерево:


Иуда Лейб Ламдан (1864 - 1940, Млынов)
 Хая Люба ( ... - 1917, Млынов)
	Моше Ламдан (... - 1919)
	Малка Ламдан (... - 1980, Израиль)
	+ Шмуэль Манделькерн
		Иосиф Даган
	Ицхак Ламдан (1899, Млынов - 1954, Тель Авив)
		Яэль Ламдан
	Двора (Ривка) Ламдан (1899, Млынов - 1942, Млынов)
	+ Мордехай Меир (Мотл) Литвак (1881, Новоград Волынский - 1942, Млынов)
		Иосиф Литвак (1917 - 2001)
		Пнина Литвак (1913 - 2003)
	Геня Ламдан (1884, Млынов, 1961, Житомир)
	+ Борис Кантор (1883, Барановка - 1969, Житомир)
		Фрида Кантор (1924, Полонное) ныне живет в Чикаго
		Любовь Кантор (1924, Полонное) ныне живет в Израиле
		Роза Кантор (1910, Барановка - 1976, Житомир)
		Полина Кантор (1908, Барановка - 1994, Москва)
		Ида Кантор (1915, Барановка - 1970, Житомир)
		Лиза Кантор (1915, Барановка - 1963, Житомир)
	Хана Ламдан (1892, Млынов - 1942, Млынов)
	+  Шломо Шульман (1890 - 1942)


и источники:

  1. Перепись населения Млинова, уезд Дубно, 1850 г.

  2. Книга Памяти, Млинов-Марвиц, под ред. Ицхака Загельмана, Хайфа, 1970

  3. Письмо Фриды Кантор и Соломона Журахова

  4. Интервью с Любой Кантор

  5. Интервью с Любой Розенберг

  6. Интервью с Меиром Литваком





© Pavel Bernshtam, 2007
Tags: genealogy, story
Subscribe

  • Реховот - родина домашних хомячков.

    Ну почти. Израэль Ахарони родился в 1882 в городе Видзы Виленской губернии. Рано стал сиротой, жил с бабушкой, учился в йешиве. В 13 лет сбежал…

  • Фактчекинг, здравый смысл, НИКОМУ НЕ ВЕРИТЬ!

    Встретилась цитата Де Голля "Синагога дала Франции больше солдат, чем церковь". Я когда такое вижу сразу начинаю сомневаться. Начал копать, спасибо…

  • Про мифы

    Людям нравится делить власти, страны, режимы на хороших и плохих. Сталин, Рузвельт, советские власти, американские власти, кровавая гебня и герои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments