javax_slr (javax_slr) wrote,
javax_slr
javax_slr

Семья Савин

Савины - предки моей жены.



Сара Абрамовна Савина, прабабушка моей жены

Савины родом из местечка Мир в уезде Новогрудок, Минской губернии.
Первый раз они появляются в ревизской сказке 1850 года:


  Ревизская сказка мещан евреев м.Мир, 1850, где сказано:
№195. Иосель Довидов Сава, в 1834  - пропущен, в 1850 - 50
Иоселя жена Мнуха Пинхусова                                 52
Его сыновья: 1) Пинхус                 новор.                 16
             2) Авраам                     новор.                 8
Азриель Аранов Мерниковский             16               32
Зельман Борухов Мерниковский            36, в отлучке
Ф. 333, оп. 9, д. 439, лл. 455об.-456.



С ними вместе записаны Мерниковские. Кто это – не ясно. Может родственники?
Мерниковские есть и в предыдущих ревизских сказках, а семья Сава переехала в Мир, по-видимому, между 1834 и 1850 гг.

В 1853 году Абрам уходит в рекруты:


 Ревизская сказка мещан евреев м.Мир, 1858, где сказано:
По 9 ревизии №195, по 10 ревизии №145.
Иосель Давидов Сава, в 1850 – 50, в 1857 умер
Его сыновья: 1. Пинхус                 16, в неизвестной отлучке
             2. Абрам             8, рекрут 1853 г.
Родственник
Израель Аронов Мирниковский 32, в неизвестной отлучке
         Никаких женщин в семье не показано.
Ф. 333, оп. 9, д. 1102, лл. 621об.-622.


И возвращается только к переписи 1878 года:

         Дополнительная ревизская сказка мещан евреев м.Мир, 2 сентября 1874, где сказано:
№1. Савицкий Берка Иоселев, в 1858 – проп., в 1874 – 32 года
Его жена Хая                                                              26
Его сын Ицка                                                              4
Его дочь Фейга                                                           1
Ф. 333, оп. 9, д. 843, лл. 1289об.-1290.
 
         Дополнительная ревизская сказка мещан евреев м.Мир, 19 января 1878, где сказано:
№1. Савва Абрам Иоселев, в 1878 – 38
Ф. 333, оп. 9, д. 843, л. 1509об.


Члены семьи (фамилия все время пишется по разному – Сава, Савва, Савицкий, Савин) упоминаются еще в следующих документах:

Список лиц, имевших право участвовать в Новогрудском городском избирательном съезде для избрания выборщиков Государственную Думу по г.Новогрудок и Новогрудскому уезду, 25 июля 1907, где сказано:
По 2-му съезду.
По владению недвижимым имуществом до 300 руб.
Сава Берко Пинхусов, прав. (sic !), Мир.
Сава Меер Пинхусов, еврей, Мир.
Ф. 295, оп. 1, д. 7785, л. 119об.
 
         Список владельцев недвижимым имуществом, подлежащих обложению земским сбором, по м.Мир, 1909, где сказано:
М.Сава, мещанин, еврейской национальности, сумма оценки – 20 руб.
Ф. 295, оп. 1, д. 9442, л. 144об.
 
П.Савицкая, мещанка, еврейской национальности, сумма оценки – 30 руб.
Ф. 295, оп. 1, д. 9442, л. 146.



Теперь начинается самое интересное. Вот, что рассказывал о семье Савин Михаил Вольпин:



Мать у меня из Белорусии, она переехала в Россию из местечка Мир под Минском, такое известное место, говорят.
Там какие-то бои даже были, поэтому Мир и называется. Она родилась в 1902 г. Месяц я не знаю
Бабушку я еще застал Хана Абрамовна Савина, год рождения я не помню и год смерти я не помню
Она умерла , наверно в году 35-ом, 6-ом году, во так примерно.
Она жила вместе с нами, в одном доме.
Дедушку я не видел и не знаю. Абрам, его звали Абрам, потому, что моя мать Софья Абрамовна, Абрам, а отчество даже я не знаю.
Он служил еще в николаевской армии, он был 25-ти летним рекрутом. Он имел право на жительство кругом, короче говоря. Он 25 лет отслужил. Но уже его не было в живых.
Бабушка была домохозяйка.
Братья и сестры моей мамы. Значит, у мамы были 2 сестры и один брат.Все умерли уже.
Брата звали Пинхус Абрамович, Петя. Старшую сестру звали Рахель Абрамовна а младшую сестру звали Ева Абрамовна. У них у всех были семьи.
Рахель Абрамовна была замужем за Жуховитским. Она была Савина тоже, а стала Жуховитская. А он по-моемому, он был торговым работником.
Она сама тоже работала вместе с ним, в киоске, они торговали, у них лавка была.
А Ева Абрамовна работала в артели какой-то. Я не помню, кем она там работала, но она кем-то работала в артели.
Жену Пинхуса звали Раиса Наумовна. Ее фамилию даже не знаю.
Они все жили в Куйбышеве.


Т.е. найденный Абрам, рекрут вполне подходил бы под дедушку Михаила Вольпина, но тогда его мама Сара Абрамовна должна была родиться, когда Абраму было 62 года. Вполне вероятно, что несколько лет Сара Абрамовна себе добавила (или была ошибка), но все равно, получается преклонный возраст. Более того, сестра Сары Ева дродилась (по крайней мере по документам) в 1906 (Абраму было 66 лет!). А умерли они в 1980е, что подтверждает год рождения после 1900ого.
С другой стороны, вполне подходит и фамилия, и факт службы рекрутом.
Впрочем, то, что старший сын Абрама назван Пинхусом, может означать, что Абрам сын Пинхуса Сава (1834 г.р.), и тогда он мог быть 1860х г.р. и родить детей в 1900е, но у Пинхуса нигде сын Абрам не числится (и никто кроме Абрама сына Йоселя рeкрутом не записан).
Так что тут требуется еще работа по выяснению состава семьи в начале 20 века
Tags: genealogy, history
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments